Клиповое мышление (от англ. clip, отрывок из музыкального видео или фильма, фрагмент текста, вырезка из газеты) — термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов.
Один из первых вариантов определения представил в своей книге «Третья Волна» американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер. Тоффлер представляет термин «Клиповая культура» и понимает его как «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума».1 В отечественной науке первым термин употребляет советский и российский философ Фёдор Гиренок. Гиренок называет клиповым мышлением «мышление, реагирующее только на удар».
Появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации. СМИ выработали универсальный формат подачи информации, суть которого заключается в том, чтобы подать набор тезисов или клипов без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для тезиса является объективная действительность. Другими словами, универсальный формат СМИ заставляет считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Российский философ и журналист Константин Фрумкин в своей статье3 «Клиповое мышление и судьба линейного текста» выделяет пять предпосылок появления клипового мышления:
Возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса (появление газет, телеграфа, телевидения, интернета).
Потребность в новой актуальной информации и скорости её получения.
Увеличение разнообразия поступающей информации.
Увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно.
Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.